Программа практических занятий по курсу: "Информатика" (Basic: QBASIC.EXE, QBASIC.HLP ) ГГФ

Занятие N1

Работа в Интернет

Открыть Internet Explorer, Mozilla Firefox или Opera в поле Адрес ввести: www.rambler.ru , в окне, в поле Поиск ввести: "киисифэ".

Поисковые сайты:

www.rambler.ru, www.ya.ru, www.google.com, www.yahoo.ru

Учебники по информатике: http://solidstate.petrsu.ru/~IVK/zhirin/inf/inf/index.html

 

Работа в Microsoft Word (текстовый редактор)

1) Компьютер, общие сведения. Устройство компьютера, материнская плата, процессор, память, клавиатура мышь, монитор.

2) Правила по работе с компьютерами в компьютерном классе.

3) Работа в операционной системе Windows, интерфейс, "Рабочий стол", запуск программ. Работа с файлами в Windows (выбрать диск, отметить файл(ы), копировать, поиск, посмотреть, редактировать).

4) Найти на дисках папку User, Users, Student или Students и создать в ней папку с номером группы и подгруппы.
Все рабочие файлы сохранять только в этой папке!

5) Открыть Microsoft Word и написать информацию о себе:

Номер компьютера
ФИО
Специальность
Номер группы (21108)

Исправить поля так, чтобы правое поле было 1см, остальные 2см.
Сохранить документ с именем равным номеру компьютера.

6) Создать Tаблицу 1 с помощью табуляторов (ставятся клавишей Tab):

Tаблица 1

Столбец 1Столбец 2Столбец 3Столбец 4
A123
B234
C345

7) Создать Tаблицу 2 стандартными средствами Word:

Tаблица 2

Столбец 1Столбец 2Столбец 3Столбец 4
A123
B234
C345

8) Вставить любой рисунок (Вставка/Рисунок/[Картинки:/Из файла:]), изменить формат рисунка, растянуть, уменьшить рисунок.

9) Вставить формулу (Вставка/Объект/Microsoft Equation 3.0) , убрать галочку Поверх текста:


Работа в Microsoft Excel (электронные таблицы)

1) Электронные таблицы необходимы при обработке больших массивов данных.

Ячейки в Excel нумеруются, как (имя столбца, номер строки)

Например: A1, F12

Выделение ячеек делается мышью или курсором (Shift + стрелки).

2) Устанавливаем в ячейку A1 - значение 1, выделяем мышью с ячейки A1 по ячейку A23, далее:

Правка/Заполнить/Вниз (происходит заполнение 1)

выделяем мышью с ячейки A1 по ячейку A23, далее:

Правка/Заполнить/Прогрессия/По столбцам, арифметическая, шаг 1 (происходит заполнение от 1 до 23)

3) Предположим в столбце B мы хотим получить квадрат чисел столбца A:

Устанавливаем курсор в ячейку B1, нажимаем = (или Вставка/Функция), выбираем функцию СТЕПЕНЬ() указываем над какой ячейкой делать операцию (устанавливаем курсор на клетку A1), степень указываем 2

скопируем формулу в ячейке B1 - Ctrl+Insert

вставляем формулу в ячейку B2 - Shift+Insert

выделяем ячейки с B3 по B23 и копируем туда формулы - Shift+Insert

скопируем формулу в ячейке B1 - Ctrl+Insert

вставляем формулу в ячейку C1 - Shift+Insert

выделяем ячейки с C2 по C23 и копируем туда формулы - Shift+Insert

заменим СТЕПЕНЬ(B1;2), в ячейке C1 на СТЕПЕНЬ($A$1,2)

СТЕПЕНЬ(A1,2) - A1 - это относительная ссылка

СТЕПЕНЬ($A$1,2) - $A$1 - это абсолютная ссылка

скопируем формулу из ячейки C1 - Ctrl+Insert

выделяем ячейки с D1 по D23 и копируем туда формулы - Shift+Insert

4) Построение графика:

Выделяем область данных с A1 по B23 и нажимаем иконку ДИАГРАММА (или Вставка/Диаграмма), выбираем "Точечная", Далее, Готово.

Если ткнуть мышкой на область графика, то можно увидеть выделенную область данных, по которым построен данный график.

5) Перенос данных из текстового файла:

Создаем текстовый файл (Far - Shift+F4), имя например: data.txt - 1-й столбец - значения от 1 до 6, 2-ой столбец (отделяется от первого Tab'ом) - квадрат этих чисел, сохраняем, переходим в Excel.

Далее: Файл/Открыть/Текстовые файлы (выбираем наш файл data.txt - открыть).

Формат данных ставим С разделителями, Далее, Символом-разделителем является - поставить галочку напротив Символ табуляции, Далее, Формат данных столбца - выбираем общий.


6) Задание 1: построить график этих данных (открытых из файла) - зависимости первого столбца, от второго.

7) Задание 2: заполнить ячейки с B1 по B21, значениями от 0 до 20, в столбце С получить COS от этих значений,

построить график зависимости значений в столбце В, от значений в столбце С (для этого в Диаграмме нужно заменить Ряды данных).

 

Графический редактор Paint

1) Панель редактирования (Набор инструментов) изображения: Карандаш, Выделение, Ластик/Цветной ластик, Заливка, Масштаб, Кисть, Линия, Прямоугольник, Эллипс.

2) Изменение параметров: Меню/Рисунок: Отразить/повернуть... , Растянуть/наклонить... , Обратить цвета.


Занятие N2

Работа в оболочке: Norton Commander (на примере программы FAR)

1) Запустить программу Far

выбрать диск: Alt + F1, Alt + F2

создать директорию (папку) F7

создать файл: Shift + F4

посмотреть: F3

редактировать: F4

отметить файл(ы): Insert

копировать отмеченные файлы (или файл под курсором): F5

переименовать: Shift + F6

сменить кодировку: Shift + F8 (или F8)

окно вывода Ctrl + O

удаление директории (папки) F8

поиск файлов (содержания): Alt + F7

2) Операции с блоками в FAR QBasic и Turbo Pascal - такие же)

Написать небольшой текст (3 - строчки) на английском:

Курсор в начало строки: Home

Курсор в конец строки: End

Выделение блока: Shift + стрелки (клавиши управления курсором)

Выделение блока до конца строки: Shift + End

Выделение блока от начала строки: Shift + Home

Копирование выделенного блока: Ctrl + Insert

Вставка скопированного блока: Shift + Insert

Удаление выделенного блока: Shift + Delete

 

Работа в командной строке (DOS). Архиваторы.

3) Операционные системы: DOS, OS/2, Windows NT/95/98/ME/2000/XP/VISTA, UNIX/Linux - хар-ки и отличия.

4) Работа в командной строке, команды:

DIR - вывод списка файлов и подпапок из указанной папки

CD - смена текущей папки

MD - создание папки

RMDIR - удаление папки

REN - переименование файлов и папок

DEL - удаление одного или нескольких файлов

ECHO - вывод сообщений и переключение режима отображения команд на экране

VER - вывод сведений о версии DOS, Windows

SET - вывод, установка и удаление переменных среды

COPY - копирование одного или нескольких файлов в другое место

Примеры:

MD D:\VC

SET NEWVAR=VALUE

COPY /B A:\VC\*.* D:\VC

RMDIR D:\VC

REN *.TXT *.BAK

DEL *.BAK

5) Архиваторы: pkzip.exe, pkunzip.exe, WinZip, RAR.exe, WinRAR.

Примеры: заархивировать в FAR - Shift+F1.

pkzip.exe archive.zip data.txt - заархивировать файл data.txt

pkunzip.exe archive.zip data.txt - разархивир. файл data.txt (если не указыв. файл (data.txt), то разархив. все файлы)

rar.exe a archive.rar data.txt - заархивировать файл data.txt

rar.exe x archive.rar data.txt - разархивировать файл data.txt

Занятие N3 QBASIC

1) Клавиши:

Shift + F1 - HELP - помощь общая
F1               - HELP - помощь по командам

Alt              - меню
Shift + F5 - запуск программы
F4               - экран вывода

Операции с блоками такие же как и в Far.

2) Типы переменных:
INTEGER % - целый (-32 768 до +32 768)
Примеры: X%=3: X4%=-125

LONG & - целые числа (-2 147483648 до +2 147483648)
Примеры: A23&=-790002

DOUBLE # - числа с плавающей запятой (+-4,19E-307 до +-1,67*E+308)
Примеры: Y=3.14: Y2#=-3: YZ=1.2E-2

Символьный $ (макс. длина 32 767 знаков)
Примеры: S$="Hello!": St$="Basic"

3) Операторы: INPUT, PRINT, REM, SCREEN, CLS, COLOR, SLEEP, LOCATE, IF, FOR, GOTO, GOSUB, INT, RND, LINE, CIRCLE, DATA...

INPUT - ввод с клавиатуры (в кавычках можно указать подсказку, что требуется ввести).
Пример: INPUT "Введите X: ",X

PRINT - вывод на экран (значения переменной или текста)

4) Примеры программ:

REM Программа EKostq: Типы данных, ввод/вывод
X% = 3: X4% = 125
Y = 3.14: YZ = .012
S$ = "Hello!": St$ = "Basic"
PRINT "X%="; X%, "X4="; X4%
PRINT "Y="; Y, "YZ="; YZ
PRINT "S$="; S$, "St$="; St$
SLEEP 5
CLS
INPUT "Введите число: ", X
INPUT "Введите строку: ", S$
LOCATE 8,6
PRINT "X="; X, "S$= "; S$
END

Цикл FOR - Повторяет блок операторов указанное число раз.
FOR счетчик = начало TO конец [STEP приращение]
NEXT [счетчик [,счетчик]...] счетчик - Числовая переменная, используемая как счетчик цикла.

REM Программа EKostq: Работа с массивами
NUM = 5
DIM FAM(NUM)
SCREEN 0
CLS
FOR I = 0 TO NUM - 1
INPUT "Введите число: ", FAM(I)
NEXT I
FOR I = 0 TO NUM - 1
PRINT "Цифра"; I + 1; "="; FAM(I)
NEXT I
END

Условие:
IF
условие Then команды (через ":"). 

Пример:
If a>b Then PRINT "a больше b"

Задание N1:

Организовать ввод с клавиатуры заданного количества чисел (в массив) и вычислить их среднее значение.

Задание N2:

Найти количество дней с температурой выше средней. Использовать условие: IF ... Then ... .

Задание N3:

Задавая с клавиатуры длину, ширину и координаты вывода нарисовать прямоугольник соответствующей длины и ширины, заполненный знаками "$". Для рисования в заданных координатах использовать операторы LOCATE и PRINT.


Занятие N4

Подпрограммы

GOSUB метка Вызов подпрограммы
...
END

метка: точка входа в подпрограмму, начало подпрограммы
...
RETURN
возврат из подпрограммы


Пример программы:

REM Программа: Движущийся по синусу крестик
SCREEN 0
X = 5
DO
X = X + 1
Y = 12 + 7 * SIN(X / 4)
GOSUB RECT
SLEEP 1
CLS
LOOP UNTIL (X = 74)
END
RECT:
FOR I = 0 TO 6
LOCATE I + Y - 3, X: PRINT "$"
LOCATE Y, I + X - 3: PRINT "$"
NEXT I
RETURN

Задание N4:

Исправить программу выполненную по заданию N3 так, чтобы прямоугольник двигался заданное количество шагов, при этом рисование прямоугольника необходимо выполнить в подпрограмме, а перед вызовом подпрограммы установить переменные отвечающие за координаты вывода прямоугольника, его длину и ширину.

Задание N5:

Задавая с клавиатуры координаты центра и радиус, нарисовать окружность в заданных координатах соответствующего радиуса знаками "$", используя цикл FOR, операторы LOCATE и PRINT и тригонометрические функции: Xi=R*COS(Ai), Yi=R*SIN(Ai) (где Ai это угол i-ой позиции точки, выраженный в радианах, а Xi,Yi, координаты этой точки), рисование окружности выполнить в подпрограмме, а перед вызовом подпрограммы установить переменные, отвечающие за координаты центра окружности и радиус.

Задание N6:

Исправить программу выполненную по заданию N5 так, чтобы окружность увеличивалась от заданного начального радиуса до конечного.


Занятие N5

Циклы

DO [{WHILE | UNTIL} условие]     Повторяет блок операторов, пока условие верно (WHILE), или до тех пор, пока условие не станет верным (UNTIL). Проверка на условие делается сразу перед выполнением блока команд.
...
LOOP


DO
...
LOOP [{WHILE | UNTIL}
условие]     Тоже самое, только проверка на условие делается после выполнения блока команд.


WHILE условие
...
WEND

Этот цикл (WHILE ... WEND), пример использования которого показан выше, аналогичен:

DO WHILE условие
...
LOOP

Несколько условий могут объединяться с помощью логических операторов: AND (логическое "И") или OR (логическое "ИЛИ").

Примеры:
If (x>5) AND (x<15) Then PRINT "5<x<15"

If (x<5) OR (x>15) Then PRINT "x за пределами диапазона [5..15]"

RND - Генерирует случайное число в диапазоне от 0 до 1 (выдает дробные значения)

INKEY$ - Считывает символ нажатой клавиши


REM Программа EKostq: Цикл DO... LOOP UNTIL
CLS
X = 0
DO
X = X + 1
PRINT X;"=";RND
LOOP UNTIL X = 10
END


REM Программа EKostq: Цикл DO... LOOP WHILE
CLS
X = 0
DO WHILE X <> 10
X = X + 1
PRINT X;"=";RND
LOOP
END
		 	

REM Программа EKostq: Цикл WHILE...WEND и проверка на нажатие клавиши
CLS
WHILE INKEY$ <> CHR$(27)
LOCATE 1 + INT(RND * 23), 1 + INT(RND * 80)
COLOR INT(RND * 16)
PRINT "*"
SLEEP 1
WEND
END

Задание N7:

Исправить программы выполненные по заданию N4 и N6 так, чтобы они останавливались по нажатию какой-нибудь клавиши.

 

 

Занятие N6

Работа со строками

INSTR(N,X$,Y$) - ищет номер позиции в строке X$, начиная с которой, строка Y$ является ее частью, поиск начинается с позиции с номером N

LEFT$(X$,N) - выдает N символов с левой части строки X$

RIGHT$(X$,N) - выдает N символов с правой части строки X$

MID$(X$,M,N) - выдает N символов строки X$ начиная с символа в позиции M

LEN(X$) - выдает длину строки (количество символов) X$

STR$(N) - преобразует число N в строку

VAL(X$) - преобразует строку X$ в число

ASC(X$) - выдает код первого символа строки X$ (Коды символов определяются ASC-таблицей)

CHR$(N) - выдает символ с кодом N

TIME$ - выдает текущее время

Объединение нескольких строковых переменных или строк в одну можно сделать, поставив между ними знак "+".

Пример:

S1$="Hello!"
S2$="Student"
St$=S1$+" Best "+S2$

В результате в St$ будет содержаться: "Hello! Best Student"

Пример программы:

REM Звуки
FOR i% = 440 TO 800 STEP 5
SOUND i%, i% / 1000
NEXT i%
END

Задание N8

С помощью функций для работы со строками определить количество цифр в заданном с клавиатуры числе (целого типа).

Задание N9

Определить количество букв "А" в заданной с клавиатуры строке.

Задание N10

Получить текущее системное время, поместить его в строковую переменную в формате: "Текущее время: HH-часов, MM-минут, SS-секунд" и вывести на экран.

 

Занятие N7

Программа: "Стрелочные часы с будильником"

1) Построение стрелки часов, в текстовом режиме, расчет координат стрелки:

Xi=Ri*COS(A), Yi=Ri*SIN(A),

где:

Ri (текущая координата по радиусу стрелки) меняется от 0 до размера данной стрелки (часовая, минутная и секундная стрелки разной длины).

A - угол (выраженный в радианах), связанный определенным образом с текущим (системным) временем (определенный для часовой, минутной и секундной стрелок).

Xi(A,Ri) - текущая координата X от центра стрелочных часов, в зависимости от угла и радиуса.

Yi(A,Ri) - текущая координата Y от центра стрелочных часов, в зависимости от угла и радиуса.


Задание N11

Сделать подпрограмму рисования стрелки стрелочных часов (в текстовом режиме), перед вызовом подпрограммы установить переменные, отвечающие за координаты центра, угловое положение и длину стрелки.

Задание N12

Сделать программу "Стрелочные часы с будильником" (в текстовом режиме), позволяющую выводить текущее время: часы, минуты и секунды и устанавливать на определенное время сигнал оповещения.


1) Ссылки по правилам оформления отчетов:

http://dfe.karelia.ru/koi/teaching/rules.html

http://dfe.karelia.ru/koi/teaching/soft_rules.html


2) Структура отчета:

Титульный лист
Содержание
Введение
1. Глава такая-то.
2. Глава вот такая.
2.1. Подглава вот такая.
...
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
...

3) Основные моменты при оформлении отчетов:

- "Титульный лист" оформляется по правилам оформления отчетов;

- в "Содержании", отдельно в каждой строчке, указываются все разделы отчета и номера страниц на которых они расположены;

- во "Введении" излагается цель и назначение работы, обосновывается ее актуальность, дается оценка современного состояния решаемой проблемы, указывается на возможные области внедрения;

- в тексте, все рисунки, таблицы и формулы должны быть пронумерованы;

- в "Заключении" кратко излагаются основные результаты работы, оценивается степень достижения поставленной цели. Могут даваться рекомендации по дальнейшему развитию работы и возможным применениям полученных результатов. Из "Заключения" читатель должен увидеть объем проделанной работы и ее ценность;

- в "Приложения" выносятся громоздкие по объему материалы, наличие которых в основном тексте затруднило бы его восприятие:
   - таблицы промежуточных результатов и других вспомогательных данных,
   - рисунки, если количество их велико,
   - подробные электрические схемы, блок-схемы (в разделе: "Основы алгоритмизации и программирования", основные элементы схем алгоритма),
   - тексты и описания программ для ЭВМ.

- правильно и в нужном месте расставить номера страниц;

- правильно установить поля.

Задание N13

Оформить отчет по программе "Стрелочные часы с будильником" (задание N12), по стандартам для оформления отчетов, в программе Microsoft Word (сдавать в электронном виде, сохранять в формате совместимости Word 97-2003). В отчете обязательно должно быть описание программы, отдельных ее частей, подпрограмм и т.д., а также представлена блок-схема программы и рисунки с изображением ее работы. Для оформления отчета дома необходимо отправить себе на почту все необходимое - текст программы, рисунки и т.д.


 

Занятие N8

Работа с данными. Сортировка данных.

DATA 3,Число - формирование блока данных

READ A,B$ - чтение блока данных

DIM N(5), ST$(5) - объявление массивов

Примеры:

REM Программа EKostq: Работа с данными
DATA ILJA,4,MAXIM,5,NATALJA,2,ANTON,5,NASTIA,3,POLINA,1
NUM = 6
DIM FAM$(NUM), N(NUM)
CLS
PRINT "ФИО", "ОЦЕНКА"
FOR I = 0 TO NUM - 1
READ FAM$(I), N(I)
NEXT I
FOR I = 0 TO NUM - 1
PRINT FAM$(I), N(I)
NEXT I
END

REM Сравнение строк
S1$ = "ABAA": S2$ = "ABAB"
IF S1$ < S2$ THEN PRINT S1$; " < "; S2$ ELSE PRINT S1$; " > "; S2$
END

Задание N14

Сформировать блок данных с фамилиями и отсортировать их по алфавиту.

 

 

Занятие N9

Работа с файлами

OPEN - открывает определенный файл и связывает с именем файла некоторый номер #N

OPEN "имя" FOR INPUT AS #N - открывает файл, с номером N для ввода данных из файла

OPEN "имя" FOR OUTPUT AS #N - открывает файл, с номером N для вывода данных в файл

OPEN "имя" FOR APPEND AS #N - открывает файл, с номером N для добавления данных в файл

PRINT #N, список вывода - запись данных в файл, с номером N

INPUT #N, список ввода - считывание данных из файла, с номером N

CLOSE #N - закрытие файла, с номером N

EOF(N) - функция проверки на конец файла- принимает значение "истина", когда достигнут конец файла, с номером N.

Примеры программ:

REM Программа EKostq: Работа с файлами - запись
CLS
OPEN "Anketa" FOR OUTPUT AS #1
INPUT "Количество студентов"; N
FOR I = 1 TO N
INPUT "Фамилия И.О. "; F$: PRINT #1, F$
INPUT "Год рождения "; G: PRINT #1, G
INPUT "Адрес        "; A$: PRINT #1, A$
NEXT I
CLOSE #1
END


REM Программа EKostq: Работа с файлами - чтение
CLS
OPEN "Anketa" FOR INPUT AS #1
PRINT "Фамилия И.О.", "Год рождения", "Адрес"
R:
INPUT #1, F$, G, A$
PRINT F$, G, A$
IF NOT (EOF(1)) THEN GOTO R
CLOSE #1
END

 

Задание N15

Считать данные с фамилиями (введенными английскими буквами) из файла, отсортировать их по алфавиту и вывести результат в другой файл.

 

 

 

Занятие N10

Программирование в графическом режиме

SCREEN 11 - установка графического режима номер 11 (640x480)

LINE (X1,Y1)-(X2,Y2),C,[B[BF]] - чертит линию с начальными координатами X1,Y1 и конечными X2,Y2, если установлен признак B, то чертится прямоугольник, а если BF, то чертится закрашенный прямоугольник.

CIRCLE (X,Y),R,C - чертит окружность с центром в координате X,Y, радиусом R и цветом C.

Примеры программ:

REM Программа EKostq: Графика
SCREEN 8
CLS
FOR I = 1 TO 10
X = INT(RND * 590)
Y = INT(RND * 170)
C = INT(RND * 15)
LINE (X, Y)-(X + 50, Y + 20), C
LINE (X, Y + 10)-(X + 50, Y + 20), C, B
A = INT(RND * 620)
B = INT(RND * 180)
R = INT(RND * 20)
CIRCLE (A, B), R, C
NEXT I
SLEEP 5
END

 

Задание N16

В графическом режиме, с помощью операторов LINE и CIRCLE, нарисовать картинку, а затем заставить ее двигаться по экрану.

Задание N17

Создать текстовый файл, в каждой строке которого, находятся координаты линий: X1, Y1, X2, Y2. Считать из файла координаты всех линий в файле (до конца файла) и вывести их на графический экран. Заставить полученную картинку двигаться по экрану.

Задание N18

Сделать программу - "Хранитель экрана". На экране, в произвольном месте должны появляться какие-то разноцветные элементы (кружки, линии, прямоугольники или другие фигуры) и заполнять весь экран.

 

Литература

1. Климов И.В., Жирин М.А. Учебник по информатике. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://solidstate.petrsu.ru/~IVK/zhirin/inf/inf/index.html
2. Сарен А.А., Степанов Е.В., Гайдин А.В. Учебник по информатике для специальностей ФТФ "физика" и "физическая электроника" (1 курс) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://solidstate.petrsu.ru/p/tutorial/informatics/index.htm
3. С.В. Мациевский, С.А. Ишанов, С.В. Клевцур, ИНФОРМАТИКА / Учебное пособие / Издательство: Калининградского государственного университета.- 2003г.