1. Компьютеризация

Компьютеризация является центральным и обязательным условием развития информационных взаимодействий, определяющих становление жизнедеятельности современного человека. Компьютеризацию принято рассматривать как процесс внедрения и технической модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и снятие у человека психологических барьеров применения интеллектуальных технологий в различных сферах его жизнедеятельности. Внедрение компьютеров в различные сферы управления и материального производства, совершенствование их технической базы и оснащение современными коммуникационными средствами повышает оперативность накопления и переработки информации, становится фактором повышения эффективности управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических обоснований проектов экономического развития, предполагает точность и своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной конъюнктуре.

Возможности компьютера и его программного обеспечения являются, таким образом, средством аккумуляции знаний, дальнейшего структурирования и формализации информации для разработки разнообразия интеллектуальных систем, участвующих в поддержке и развитии информационных обменов в рамках развитой в обществе системы деятельностей. Социализирующий эффект использования компьютера и компьютерных и информационных технологий является основой организационно-психологических изменений социальной, бытовой и технической деятельности современного человека. Первоэлементом работы с информационными технологиями становятся коммуникативные возможности компьютера, характер использования которых зависит целей и творческих замыслов человека, а также от их профессионального и социального опыта.

В силу этого применение компьютерных и информационных технологий в социальной действительности достаточно многообразно. Их используют в киноиндустрии и на телевидении, их возможности осваивают художники, музыканты, продюсеры и менеджеры шоу-бизнеса, специалисты в области рекламы и "паблик релейшн", журналисты, преподаватели и студенты, врачи, т.д.

Эти моменты развития компьютеризации позволяют оценивать этот процесс и его технические характеристики как форму интеллектуализации различных срезов социальной среды общества. Интеллектуализация становится наиболее интенсивной стороной организационно-психологического изменения жизнедеятельности человека в информационно-техническом мире.

Интеллектуализация выступает в качестве весьма неоднозначного, идеально выраженного процесса, конечные оценки которого являются синтезом рассмотрения его разнообразных сторон и характеристик.

Интеллектуализацию как целостный идеальный процесс можно рассматривать как социально-психологическое следствие овладения человеком результатами научно-технической революции.

Интеллектуализацию можно рассматривать и в качестве тенденции, определяющей уровень, характер и сферы использования информационно-комммуникативных технологий на базе современной компьютерной и телекоммуникационной техники. В этом случае она будет определяться как средство и условие формирования в обществе положительного отношения к научному знанию и информации, определяющих в конечном итоге социальный профиль внедрения интеллектуальных технологий и развитие процессов информатизации.

Наконец, интеллектуализация может выступать и как объективное требование социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности, уже сформированным под влиянием всей совокупности социотехнических средств и параметров развития информационного общества. В таком ключе интеллектуализация предстает формой социального и личностного роста, определяемых творческим потенциалом социокультурных взаимодействий, основой расширения содержания информационно-коммуникативных контактов и направленностью их развития.

Учитывая все указанные возможности, интеллектуализация, суть не только требование, но и модель развития культуры информационного общества. В силу этого проблема интеллектуализации предстает как граница, условно разделяющая две противоположные точки зрения на перспективы развития информационного общества и оценки реального потенциала заложенных в нем возможностей личностного роста, социально значимых достижений, культурного и психического развития личности и т.д.

Положительное отношение к феномену информации определяется осознанием роста социальной значимости научного знания и научной информации и характера их соотношений в конкретном социально-историческом периоде развития общества. Сложность, однако, заключается в том, в условиях информационного общества с развитой или развивающейся структурой рыночных взаимодействий особое значение приобретает не только социальный статус научного знания, но и проблема воспроизводства информации и ее кругооборота.

Процесс создания информационных товаров и услуг во многих случаях имеет не творческую форму создания совершенно нового знания, а является процессом переработки уже существующего знания в зависимости от конъюнктурных общественных или индивидуальных потребностей. Это существенным образом подчеркивает и изменяет положение интеллектуальных сфер деятельности человека и заставляет по-новому оценивать соотношения информации и знаний в развитии социальной и духовной сущности человека.

Это указывает на важность и необходимость рассмотрения особенностей информационной деятельности как ключевой формы саморазвития интеллектуальной работы человека в информационно-техническом мире.

В наши дни, идущие под знаком ускорения научно-технического прогресса, автоматизация интеллектуальной деятельности становится насущной проблемой. Согласно положению специалиста по кибернетике И.А.Полетаева мы вступаем в эпоху "пересечения кривых". Экстраполируя на обозримое будущее современные тенденции развития общества можно придти к парадоксальным результатам. Сейчас число лиц, занятых в сфере управления и обслуживания растет быстрее, чем число лиц, непосредственно занятых в производстве. Причем происходит это так быстро, что через некоторое время количество людей, занятых в непроизводственной сфере и, в частности, в науке будет близко к общей численности населения Земли.

Стремительное увеличение потока перерабатываемой информации там, где раньше ее почти не было (торговля, банковское дело), также приведет к значительным изменениям в методах работы и требует автоматизации и интеллектуализации.