Место научно-образовательного центра "Плазма"
в образовательном процессе в Республике Карелия.
С.А. Кипрушкин, А.П.Мощевикин, В.И. Сысун, А.Д. Хахаев
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск
Деятельность НОЦ “Плазма” подразумевает работу по трем направлениям: образовательному, научному и в сфере развития внешних связей. Причем две последние компоненты непосредственно связаны с первой. Получение новых данных в области физики, в том числе и фундаментального характера, обмен достижениями, участие в конференциях, стажировки – все это косвенно сказывается на повышении уровня образования по данной тематике.
Можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкивается любое высшее образовательное учреждение.
- Малый территориальный охват населения. Экономическое положение зачастую не позволяет желающим выбрать любой ВУЗ. Талантливая молодежь либо вынуждена по финансовым причинам отказываться от обучения, либо выбирать из тех специальностей, что преподаются в данном регионе. Для регионального учебного заведения эта проблема выливается в отсутствие "свежей крови" у поступающих в связи с очень ограниченным кругом школьных учителей, подготавливающих будущих абитуриентов.
- Отсутствие обучения по некоторым предметам, невозможность получить знания и обучаться по специальности, не преподающейся в данном учебном заведении.
- Консерватизм - знания преподавателей конкретного ВУЗа ограничены их опытом и средой общения, у них отсутствуют стимулы совершенствования собственных знаний по специальности, овладения новыми технологиями, что приводит к снижению общего уровня высшего образования.
- Инерционность - низкая адаптивность системы образования к новому. Постоянная смена стандартов по специальностям в высшем образовании приводит к ломке курсов и плохо воспринимается профессорско-преподавательским составом.
- Локальность (четко выраженная региональность) - специфичность образования для конкретного ВУЗа. Помочь разрешить данную проблему и привести уровень и качество образования к единым стандартам поможет интенсивный обмен технологиями, методиками в сфере образования. Большая роль в этом отводится кооперации посредством глобальной сети Интернет.
Бурно развивающийся процесс глобализации науки, рынка индустриальных и образовательных услуг, рынка специалистов, технологический прогресс представляют следующие требования к образованию в XXI веке:
- Образование должно быть непрерывным и продолжаться в течении всего периода активной жизни человека (довузовское, вузовское, после вузовское).
- Образование должно быть общедоступным, не зависеть от местоположения обучающего, реализовываться на его родном языке, в тоже время быть полиязычным.
- Образование должно вырабатывать системное, адаптивное, междисциплинарное мышление.
- Границ между очным, дистанционным, заочным, вечерним видами обучения должны быть постепенно стерты благодаря особой организации учебного процесса, использованию средств мультимедиа и внедрению новых форм обучения.
- Интеграция научных и педагогических коллективов - от кафедр к междисциплинарным структурам должна привести к тому, что научно-исследовательская работа, наука и образование перерастают в единую структуру – научно-образовательный центр с возможностями доступа к разным видам образования и дистанционного Интернет - обучения.
- Образование должно быть ориентировано на передовую науку и критические технологии (например, наноэлектронику).
Созданный в 2002 году научно-образовательный центр по фундаментальным проблемам приложений низкотемпературной плазмы проводит педагогическую деятельность среди учащихся школ Петрозаводска и Карелии, студентов, аспирантов, учителей средней школы, проводит семинары по тематике НОЦ для широкого круга слушателей, готовит новые научные и педагогические кадры для высшей школы.
Цели образовательной программы НОЦ.
- Интегрируемость в единое целое различных образовательных учреждений - от школ до университетов.
- Инвариантность среды и технологии в отношении уровня и профиля образования, популяризация новых технологий, внедрение их на всех уровнях образования.
- Создание и использование автоматизированных лабораторных практикумов удаленного доступа.
- Формирование распределенного профессионального сообщества по физике плазмы (на уровне Карелии как минимум).
- В соответствие с принципом непрерывности образования центр обеспечивает обучение в области физики плазмы начиная со школы и заканчивая послевузовским образованием (такая организация работы позволяет талантливой молодежи даже небольших городов и населенных пунктов реализовать свое право на получение образования любого уровня). Финансовая помощь таланту.
Новая парадигма образования ставит на первое место не содержательную часть (content) знаний (эта часть быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении), а технологию получения знаний. Эта технология в вузовских кругах России обозначается терминами “открытое образование, дистанционное обучение, Интернет – образование" и т.д.
Новая технология и индустрия образования базируется на глобальных сетях Интернет, интероперабильных учебниках, совершенных полиязычных системах машинного перевода. Полиязычность, преподавание на родном языке делают такие образовательные системы глобально конкурирующими. Отсутствие границ и разницы между очным, дистанционным, заочным, вечерним и тому подобными видами обучения делают образование всеобщим. Интероперабильность учебника (способность наращивания возможностей за счет использования дополнительно разработанных, а еще лучше - уже существующих, компонентов), обеспечивающая совместимость и непрерывность образования – это превращение учебника в периодически обновляемый полиязычный Интернет-портал, позволяющий непрерывно обслуживать людей разного возраста, разных социальных групп, разных уровней начальной подготовки.
Работая на стыке науки, технологий и образования, НОЦ призван поднять уровень образования как по физике плазмы и физике в целом, так и развивать новые образовательные технологии, которые могут найти применение в любой отрасли.
Работа выполнена в рамках проекта PZ-013-02, поддерживаемого совместно Американским фондом гражданских исследований и развития (АФГИР), Министерством образования РФ и правительством Республики Карелия.